Избранное: обзор блогов

  Tue, 16 Oct 2007 11:17

Уже несколько дней в русскоязычном Живом Журнале бурно обсуждают способы борьбы с рекламой биологически активных добавок (БАД). Все началось с рассказа юзера brockhurst о том, как его пожилая мама поверила в эффективность такого препарата за 22 тыс. руб., услышав о нем через радиоточку. Возмущенный блоггер предложил проверенный способ борьбы: парализовать работу фирмы, продающей БАД «Гравиколл XXI», сотнями звонков в ее call-центр. Дело в том, что полгода назад добровольцы из ЖЖ помогли таким образом некоему Сергею. После ввода в Москве кода 499 его семизначный номер телефона, как оказалось, совпал с номером ЗАГСа. Сотни звонков в ЗАГС с просьбами позвать Серегу помогли добиться замены.

Неравнодушных к чужому горю и на этот раз нашлось немало. Исходный пост собрал уже более 3,5 тысяч комментариев. По данным одного из ЖЖ-юзеров, на указанный телефон горячей линии поступило четырнадцать миллионов звонков. ЖЖ-сообщество однозначно осуждает то, что БАД широко рекламируются как лекарства. Особенно, когда это делается под видом интервью с врачом, что часто встречается в радиоэфире (в комментариях блоггеров особенно досталось практикующей это радиостанции «Эхо Москвы»). Кроме обрывания телефонов предложены и более цивилизованные способы борьбы. Например, централизованный сбор информации о подобной недобросовестной рекламе, открытое письмо в ФАС и другие ведомства с просьбой принять меры. Однако, мнения о том, к кому именно они должны применяться и какова ответственность разместителя рекламы за ее содержание, разделились.

Судя по прочитанному блоггерами законодательству, если БАД имеет все необходимые сертификаты и лицензии, вроде бы, СМИ не делают ничего плохого, размещая рекламу. Но участники дискуссии не принимают этот аргумент: «Какое фарисейство — делать вид, что ты не в курсе, что БАДы на российском рынке появляются практически без всякого контроля безопасности и качества.» В ролике, замаскированном под радиопередачу, говорится о необходимости посоветоваться с врачом и о том, что речь о БАД, а не лекарстве; формально не придерешься. Но когда родитель-пенсионер после такой безупречной «рекламно-информационной передачи» просит у вас недостающие 15 тысяч рублей — уже не до формальностей.

В ходе обсуждения обитатели Сети припомнили, что пенсионеры не только слушают радио, но еще и телевизор смотрят, где доктор Малахов раздает тоже весьма спорные рецепты. ЖЖ-юзеры с особенно хорошей памятью упомянули про Гербалайф и другие пирамиды: «А это что, первый раз? В нашей стране это явление с 1991 года появилось, со времен МММ. (…) Я более чем уверен, они чисты и в инструкции черным по белому написано “БАД. Не является лекарством”. А кто у нас читает инструкции, договора, законы? Не приучены… не приучены думать, в первую очередь. И кто-то просто пользуется тем, что старики уже не научатся…»

В связи с тем, что на порядочность и сознательность СМИ надежды не осталось, многие блоггеры уповают на власть в качестве рекламного цензора: «Тут нужны санкции не против жуликов, а против СМИ, тиражирующих эту фигню. Постановление на государственном уровне — и серьезные штрафы в случае нарушения.» «В нормальных капстранах удается ограничить произвол продавцов (например, во многих государствах запрещены реклама спиртного и сигарет по ТВ, вопреки принципу “свободы предпринимательства”). Просто некоторые отрасли деловой активности должны находиться под плотным контролем государства и общественных организаций потребителей. И всё, что имеет отношение к здоровью —в первую очередь.»

И вроде, как обычно, все правы. И пенсионеров, бесспорно, жалко. И при виде (звуке) рекламы средств от всех болезней, включая сглаз и порчу, возникает чувство брезгливости и возмущения. Но вот эта жажда цензуры почему-то настораживает. Особенно, в преддверии избирательной кампании.

blog comments powered by Disqus