Родительские макулатурные университеты

  Wed, 11 Mar 2009 22:17

Статья была написана летом, да так никуда и не подошла. Так что решила ее, наконец, выложить, - что добру пропадать? Можно сказать, что это продолжение моего книжного обзора; тогда речь шла о конкретных бестселлерах по уходу за младенцем, а теперь дело дошло до родной психологии. И на этот раз я не стала переходить на личности, а наоборот, занялась обобщением.

В тексте нет упоминаний, что автор в итоге написала собственную книжку (да, и как обычно, я затрудняюсь ее куда-то отнести по этой классификации), но ведь все равно писатели - сначала читатели :) Пользуясь случаем, передаю приветы и благодарности всем, чьи слова цитирую.


Мы с мамой вышли из книжного, конечно, не с пустыми руками. Я купила подруге серьезную монографию по психологии материнства, себе - старый родительский бестселлер, который уже брала у знакомой, и еще что-то о том, как быть хорошей матерью, перестав пытаться стать идеальной. Мне было хорошо, пока мама не спросила: «Я правильно понимаю, что в этих книгах пишут одно и то же, и толку от них — ноль? Ведь все дети разные, а родители все равно действуют по своим подсознательным моделям. Значит, книги могут дать только иллюзии?» После дискуссии длиной в центральную улицу родного города, мы решили провести небольшое исследование того, зачем же родители читают книги по детской психологии, и что дает такое чтение.

Делай, как я

Начала я с того, что вспомнила себя после рождения старшей дочери. Конечно, в первую очередь тогда интересовали книги-“рецепты”, дающие конкретные ответы на распространенные родительские вопросы. Благо, недостатка в подобной литературе не было.

В таких книгах, обычно, легко сориентироваться и быстро найти то, что нужно, не продираясь через сотни страниц абстрактных размышлений. Как уложить ребенка спать, во что играть с дошкольником на улице, зачем выражать свои чувства свекрови — все это сформулировано так, что оставалось только выучить наизусть и применить при первом же удобном случае. Авторы обещали мне счастье, слезы умиления и гордость за дочь уже в ближайшем будущем - при точном следовании инструкции.

Для многих знакомых мне родителей эти книжки — спасение. Особенно, если до собственного материнства/отцовства они мало нянчились с детьми и не так уж много наблюдали других взрослых за этим занятием. Мудрые наставники через печатное слово помогают расширить репертуар поведения и компенсируют отсутствующий или недостаточный опыт: «Есть сложные вопросы, ответы на которые, кроме как в книгах, не найдешь», «Вокруг меня были люди, искренне хотевшие помочь и дававшие совершенно противоположные советы. Очень хотелось найти единственную истину, и с этой целью я рылась в книжках,» - так объясняют любовь к изданиям этого рода.

В сложных ситуациях я хваталась за книжку, как за таблетку: стоит сделать, как написано, и все пройдет. Во всех остальных случаях я использовала авторитет психологов-писателей как щит — как правило, в баталиях с родней. Чем старше были родственники, тем меньше они доверяли моему небольшому опыту, но охотнее верили на слово весу специалистов в твердых переплетах.

Судя по моим приятельницам и участникам материнских сообществ в интернете, особенно пригождаются книги-«рецепты» тем, кто не очень доволен собственным детством. Став родителями, такие взрослые не часто обращаются за советом к своим мамам и папам, а профессионалы с большими тиражами — прекрасные кандидаты на роль старших товарищей. Они косвенно подтверждают имеющиеся у читателя подозрения: «Да, твои родители, действительно, козлы» и обещают, что уж он-то точно будет молодцом. Впрочем, при желании вариант «Тебя растили совершенно верно!» можно прочесть с тем же успехом.

Иногда к инструкциям было удобно обращаться за разрешением на какие-нибудь действия, на которые иначе было трудно решиться. Они вообще хорошо снижали мою тревогу: только делай, как написано, и все будет отлично. А если вдруг не получится — на книжку будет удобно свалить всю ответственность за неудачу.

“Рецепты” давали ощущение подготовленности (я знаю, что делать, если вдруг начнется…), опытности (я вообще теперь столько всего знаю!) и собственной хорошести (я все делаю правильно).

Все по плану

Но постепенно категоричность и директивность этих книжек стала раздражать. В конце концов, я же взрослый человек, зачем мне кому-то указывать, будь это седовласый профессор психологии или солидная мать семерых детей? Нет уж. Хватит с меня инструкций, достаточно «технического описания». Скажите мне, как устроена детская психика, и дальше я разберусь сама.

Книжные магазины услужливо предоставили немало изданий о возрастной психологии и причинах возможных отклонений, правда, разной степени интеллектуальной доступности. Эти книги скорректировали мои ожидания, объяснив, что предстоит нам с дочкой в ближайшем и отдаленном будущем. Потому что дети, конечно, все разные, но закономерности их развития — одни. Так что ни чрезмерно обнадеживаться, ни излишне тревожиться не стоит: будет всякое, но в итоге пройдет.

Одна моя знакомая очень любит именно такие книги. От них так приятно получать подтверждение собственной правоты и прозорливости или, по крайней мере, высокого интеллекта: «У меня регулярно возникают всякие педагогические гипотезы, которым радостно находить подтверждение». И хотя с ребенком может происходить масса всего, в результате чтения появляется ощущение, что теперь-то все стало ясно: «Я понимаю процессы, происходящие в его душе».

Книги-“описания” хорошо успокаивали в моменты кризисов: не я плохая мать, просто у дочки возраст такой. Они ощутимо повышали самооценку (оказывается, бывает значительно хуже!), не говоря уже про чувство локтя: то, что в аналогичной тяжелой ситуации побывали уже многие (как правило, включая остепененного автора книги), но все они благополучно выжили — очень вдохновляло.

Возрастной психолог Ксения Ягодина так объясняет особенности подобных книг: “Их выбирают те родители, которые не ждут универсальных советов, а хотят сами принимать решения. Они ищут причины того или иного поведения ребенка. Но родителю интересны и понятны выводы, он же не станет читать экспериментальные выкладки о ходе исследований, - так что существует риск нарваться на некорректные обобщения. Кроме того, личность и опыт того, кто читает, неизбежно накладывает отпечаток на его восприятие текста”.

Принять себя

Действительно, мне нравились только те объяснения, которые я готова была услышать. А когда золовка-психолог рассказала, как получены те или иные заключения из книг, стало ясно, что верить им нужно крайне осторожно, а лучше предварительно разделить на полтора.

Теперь я везде ищу «психотерапевтичные» книги. Они разворачивают читателей в собственное сознание и даже, частично, подсознание. Напоминают о чувствах, в том числе, довольно неприятных: вина, стыд, тревога, страх — нормальные родители, оказывается, их испытывают, и в этом нет ничего плохого.

Авторы таких книг наводят на мысль о том, что все поведение нынешних отцов и матерей напрямую зависит от их детских переживаний. И если это осознать, то можно попробовать что-то изменить в сложившейся модели родительства и отношения к жизни. Правда, это книжкам не под силу, - желательно пройти продолжительный курс индивидуальной психотерапии.

Пожалуй, такие книги можно считать профилактикой родительских неврозов — по крайней мере, некоторых, на месте которых, впрочем, могут оказаться другие. Благодаря этому типу родительской литературы многим удается посмотреть на себя и семью свежим взглядом: “Бывает, что просто не видишь чего-то, что под носом. А книга помогает увидеть ситуацию с другой стороны.”

Психотерапевты еще напоминают, что дети тоже испытывают чувства. После их книжек хочется немедленно себя принять и, наконец, отказаться от условностей и внешних ориентиров. О том, чтобы быть «правильной» не может быть и речи — желаю быть гармоничной!

Читать или не читать

Моя подруга Аня упорно отказывается от попыток подсунуть ей очередную «необходимую» книгу для родителей: «У меня нет вопросов, на которые не нашлось ответа!». Я ретируюсь, завидуя ее интуиции и осведомленности. И все равно я неодинока в своей любви к этому жанру: немало матерей и отцов утверждают, что книги помогли сформировать их родительское мировоззрение, «парадигму бытия с ребенком» и являются непременной основой родительской грамотности.

В общем, мама оказалась отчасти права. Книги многое упрощают, утрируют, создают иллюзии. Читая их, родители часто видят то, что хотят увидеть — в соответствии со своей картиной мира, семейными моделями воспитания и тому подобным. Именно тогда результат действительно всех устраивает, и авторы получают подтверждение важности своей работы.

Но ведь именно эти субъективные ощущения и дают современным встревоженным матерям (в основном, именно они регулярно штудируют такие книги) возможность успокоиться, расслабиться, поверить в себя и, наконец, просто любить детей. А разве детям в родителях надо что-то другое?

blog comments powered by Disqus